Несмотря на то, что министр Сердюков действительно опытный управленец, представляется маловероятным, чтобы уровень его подготовки в военных вопросах позволял ему принимать компетентные решения в таких вопросах, как структура Вооруженных сил. Конечно, если стоит задача во что бы то ни стало добить армию, как это было, допустим, на Украине, уже некоторое время назад начавшей проводить аналогичную реформу, то результат очевиден - это превращение полноценной армии в полицейские формирования и вспомогательные части для поддержки операций НАТО. Но если Украина официально стремится в Североатлантический альянс, то на что рассчитывает Россия и какого результата она хочет достичь?
Пожалуй, управленец Сердюков вполне рационально оценил потенциал Арбатского округа, где давно уже перебор и с кадрами, и со штатным расписанием. Это было известно до Сердюкова, и он как действительно квалифицированный бюрократ не мог не заметить очевидной раздутости штатов центрального аппарата Минобороны - ну куда это годится, что в Арбатском округе служит народу почти столько же, сколько во всей грузинской армии.
В свое время с задачами пресс-службы справлялся майор, а теперь в ней несколько генеральских должностей. Сейчас не скажу навскидку сколько, но, к примеру, на посту руководителя Департамента общественных связей в РСК "МиГ" меня сменил опытный бывший сотрудник пресс-службы в звании... генерал-полковника! Это ж целый военачальник, в советское время - командующий округом минимум, а то и главком или замминистра даже. А тут - ну важная, конечно, область военного руководства, но три больших звезды на погонах - явный перебор.
Ну а полковники в Арбатском округе чай подают, а могли бы полками командовать, а то и дивизиями.
Но Сердюков ведь собирается скостить и органы военного управления, а это уже нечто совсем иное. Там рядовых быть не может, и младшим офицерам делать, по сути, нечего. А по бюрократической логике именно органы военного управления пострадают больше, чем центральный аппарат министерства, вот в чем дело. И важнейшие функции стратегического и оперативного управления войсками просто выпадут вообще, поскольку передать их некуда и некому. А полковники со стаканом чая, как раз наверняка останутся.
Теперь о сокращении офицерских должностей. Дело в том, что чем современней и технологичней армия, тем больше ее потребность в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием - то есть в офицерах. Скажем, в ВВС РФ сегодня числится 183 тысячи солдат и офицеров - не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что не меньше половины - это офицеры, не 7 и не 20 процентов, как хочет министр Сердюков, а куда больше. Весь летный состав - это пилоты, то есть офицеры (времена стрелков-радистов в завании сержанта ушли в прошлое вместе с фильмом "Небесный тихоход"). Авиационно-технический персонал - тоже как минимум наполовину офицеры. И только аэродромная обслуга да подразделения охраны - это рядовой состав по преимуществу.
Собирается ли министр сокращать численность ВВС - при том, что и самолетов, и вертолетов нам явно не хватает? Но тогда его предложение оставить только 150 тысяч офицеров явно с численностью офицеров в одних лишь Военно-воздушных войсках "не бьется".
А ведь есть еще основа боевой мощи российской армии - Ракетные войска стратегического назначения. Численность их порядка 120 тысяч человек, и тоже большая часть - офицеры. Специфика такова, что неквалифицированного персонала в РВСН нужно не слишком много.
Следующая составная ВС РФ, требующая большого процента квалифицированных кадров - это флот. Давно прошли те времена, когда флоту требовались толпы матровов, чтобы управляться с парусами или кидать тонны угля в топки пароходов. Сегодня для управления со сложной техникой, особенно на кораблях, входящих в морскую составляющую Стратегических ядерных сил, а также на кораблях со сложными техническими функциями и для флотской авиации опять-таки требуется очень высокий процент квалифицированных специалистов - читай офицеров. И в обозначенный министром Сердюковым предел в 20% офицеров от всего личного состава эта потребность никак не вписывается.
Численность ВМФ составляет 171500 человек, включая 16000 призывников срочной службы, 13000 человек в стратегических ядерных силах, 35000 человек в морской авиации, 9500 человек в войсках береговой пограничной службы. Легко понять, что опять-таки если не половина, то треть штатных должностей - офицерские.
То есть потребность РВСН, ВВС и ВМФ в офицерских кадрах уже раза в 2 выше, чем обозначенный министром предел в 150 тысяч офицеров на всю армию, авиацию и флот.
Но ведь и в Сухопутных войсках, где обозначенное министром Сердюковым соотношение офицеров ко всему личнгому составу может колебаться от 7 до 20 процентов, тоже требуются офицеры, и кое где в куда большем количестве - это и всевозможные спецназы, и войска радиотехнической разведки, и собственно разведка. Причем, что очень важно - с ростом технической оснащенности сухопутных войск, с ростом их энерговооруженности и аэромобльности доля квалифицированных специалистов - читай офицеров - будет только возрастать. Или не будет?..
Вот ту и возникает главный вопрос - а туда ли идет реформа в армии, куда нам говорят из официальных источников? Или цели и задачи тут совсем иные, а по кадровым решениям руководства Минобороны можно легко составить представление об истинных целях такого "реформирования"?
Ведь ясно же, что с увеличением доли высокотехнологичных типов вооружений доля квалифицированного персонала должна увеличиваться. А как рах наоборот - если войска примитивизируются, переходят к типам формирования на уровне армий середины ХХ века и ранее, доля рядового состава, наоборот, должна возрастать, а офицерского - снижаться.
Сколько дивизий стратегических ракет будет в РВСН? А ни одной! Теперь только "оперативные командования" и бригады. А давайте-ка взглянем на сегодняшнюю структуру РВСН.
Ракетные войска стратегического назначения на январь 2008 г.
Ракетный комплекс
Количество
Боезарядов
Всего боезарядов
Места дислокации
Р-36М УТТХ/Р-36М2
75 10 750 Домбаровский, Ужур
УР-100Н УТТХ
100 6 600 Козельск, Татищево
РТ-2ПМ «Тополь»
201 1 201 Тейково, Йошкар-Ола, Юрья, Нижний Тагил, Новосибирск, Канск, Иркутск, Барнаул, Выползово
РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (шахтного базирования)
48 1 48 Светлый
РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (мобильного базирования)
6 1 6 Тейково
Всего
430 1605
Видно, что основная доля - это устаревающие ракетные комплексы, которые должны выводиться с боевого дежурства и заменяться на "ТопольМ1" шахтного и мобильного базирования. Но этих комплексов всего 48 в шахтах и 6 на шасси. ОПК не успевает заменять выводимые из строя ракеты на новые, следовательно, можно ожидать существенного сокращения численности РВСН - видимо, пропорционально числе пусковых установок раз в пять, до сотни максимум. Тогда численность войск будет не 120 тысяч, а примерно тысяч 25.
Если примерно такая же статистика ожидает ВВС и ВМФ, а там с вводом новой техники дела обстоят значительно хуже, чем в РВСН, то следует ждать сокращения численности и там. Делим на 5 и получаем примерно 70 тысяч единиц на всю авиацию и флот. Складываем с РВСН, округляем и получаем примерно 100 тысяч человек во всех видах войск, которые базируются на использовании высоких технологий - среди них офицеров 50-60 тысяч.
Ну и на остальные 900 тысяч плохо обученных, скверно вооруженных, скомпонованных в бригады Сухопутных войск остается примерно 90 тысяч офицерских вакансий - если вывести отсюда обещанные министром Сердюковым 8500 офицерских должностей в собственно штате Минобороны, то получится как раз около 7 процентов офицеров, как в самых слаборазвитых и технологически отсталых воинствах мира.
Ясно, что в такой армии выведение за штат офицеров по возрасту выслуги будет бесспорным - такой армии вообще незачем иметь квалифицированных офицеров. Хотя для современной армии увольнение по выслуге - это явный анахронизм, ведь современному командиру не нужно махать тяжелым мечом и скакать на лошади десятки верст. А если физические данные исключаются из числа конкурентных, то зачем увольнять из армии квалифицированного офицера и заменять его другим, единственным преимуществом которого является более молодой возраст? В современной российской армии ни Суворов, ни Кутузов, ни Жуков не прошли бы по возрасту...
И все прекрасно знают, что офицеры переслуживают потому, что им Минобороны не может к выходу в запас предоставить жилья, а по решению Верховного суда офицер, которому не дали жилья, может служить бесконечно долго - пока не дадут. А теперь этих офицеров будут убирать из армии по сокращению штатов.
Но это мелочи по сравнению с самым главным - с явным стремлением руководства страны привести армию к состоянию войска какой-нибудь "банановой республики", только очень большой, и где бананы не растут. И все разговоры о техническом переоснащении, о новых видах вооружений разбиваются о главное - о кадровую политику Министерства обороны.
И лишним подтверждением этому - заявление министра Сердюкова о резком сокращении числа высших военных учебных заведений. Сейчас в системе военных вузов существует 15 академий, 46 военных институтов и училищ и четыре военных университета. «На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах создадут абсолютно новую техническую базу», - отметил министр.
Так вот, этих "научных центров" будет всего десять! 10! Больше не нужно российской армии, авиации и флоту! А значит, не нужно и слишком много образованных военных - взводом стрельцов командовать всякий может...
Комментариев нет:
Отправить комментарий