Реформы оборонной системы и ее главного элемента - Вооруженных сил - нормальный и закономерный процесс в любом государстве.
Изменяется характер внешних угроз, корректируется политика государств, совершенствуется военное искусство, появляются новые виды и средства вооруженной борьбы, меняются социальная структура общества, государственный строй, тип экономики и т.п.
Все это влечет необходимость внесения изменений в стратегию и тактику вооруженной борьбы, облик и состав Вооруженных сил, их организационную структуру. ВС и в целом оборонная система государства в результате военной реформы обретают новое качество, поднимаются на более высокий уровень.
Однако то, что происходит в последние годы в России, беспрецедентно и не имеет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной практике. Военная реформа в России (СССР) насчитывает два десятка лет, а конца ей не видно. Именно в 1988 г. г-н Горбачев взялся реформировать армию и флот, и с тех пор этот процесс ни на один день не прекращался. То есть все эти годы важнейшей задачей Минобороны, Генштаба, центральных органов военного управления, войск и сил флота являлось не поддержание боевой и мобилизационной готовности, не боевая, морская и летная выучка личного состава, оперативная подготовка штабов, не техническое оснащение, а реформирование.
Я насчитал за этот период 6 этапов военной реформы. Каждый из них предполагал решение трех групп вопросов:
- сокращение численности личного состава ВС, соединений, частей, кораблей, офицерского состава (генералов в первую очередь);
- техническое переоснащение на новую, самую современную технику, повышение технического уровня солдат (матросов), сержантов, офицеров и повышение их мастерства;
- кардинальное улучшение социальных условий жизни и службы военнослужащих.
При этом на каждом этапе решались (как правило, успешно) только вопросы сокращений, на модернизацию армии и решение социальных проблем средств не хватало. А те, которые выделялись, успешно обесценивались инфляцией (реальной, а не той мифической, объявляемой ежегодно правительством РФ), тендерной коррупцией, откатами и просто хищениями.
Каждый новый этап (связанный с назначением нового министра обороны) "исправлял" стратегические просчеты предыдущего. Последний пример - заявление С.Иванова в бытность министром обороны о том, что военная реформа в России завершена. Но назначение А.Сердюкова преемником Иванова ознаменовалось новым приступом реформаторского зуда. Все это говорит о том, что внятной концепции военного строительства в России как не было, так и нет.
И это связано прежде всего с определением реальных и потенциальных военных угроз безопасности России и источников этих угроз. Власть, бизнес и большая часть общества совершенно по-разному воспринимают угрозы и противника. Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось выводом ельцинского "демократического" окружения о том, что у России противников и внешних военных угроз нет. И что характерно: в Основах военной доктрины 1993 г. постулировалось отсутствие внешних противников, а главные угрозы безопасности лежат-де внутри самой России. То есть армии ставились задачи реформироваться для решения внутренних задач - подавление несогласного и протестующего народа, сохранение у власти режима "семьи" и вдруг появившихся олигархов. Ну и, естественно, продолжение проамериканского курса во внешней и внутренней политике.
В начале 90-х годов, когда формировалась матрица ельцинских реформ, один из идеологов новой России Д.Драгунский писал: ".В оазисе рыночной экономики будет жить явное меньшинство наших сограждан (может быть, одна десятая часть нашего населения). Надо отметить, что у жителей этого светлого круга будет намного больше даже конкретных юридических прав, чем у жителей кромешной тьмы. Но для того, чтобы реформы были осуществлены. особую роль призвана сыграть армия. Армия в эпоху реформ призвана обеспечить порядок. Что означает реально охранять предпринимателей от бунтующих люмпенов. Еще грубее - защищать богатых от бедных, а не наоборот, как у нас было принято 74 года". Таким образом, в самом начале реформ была поставлена задача создать наемную армию карательного типа.
Те офицеры и генералы, кто был не согласен охранять Рублевку и считал, что внешние угрозы нарастают, изгонялись с военной службы, приоритет отдавался тем, кто громче других выкрикивал тосты: "За нашего Верховного главнокомандующего, за Бориса Николаевича, как жахнем".
Баллистические ракеты, стратегическая авиация, атомные подводные ракетоносцы за "ненужностью" ликвидировались (благо американцы помогали в этом), космическая группировка резко сокращалась, системы ПВО, ПРО не финансировались. В 1993 г. был за бесценок продан весь запас оружейного урана и плутония, наработанного напряженным трудом нескольких поколений советского народа.
С приходом к власти в России в 2000 г. В.Путина и назначением на должность министра обороны в начале 2001 г. С.Иванова главным врагом России был "назначен" международный терроризм. Опять же для уничтожения У. бен Ладена оказались ненужными ни стратегические ядерные силы, ни ПВО, ни флот, да и многое другое. А в таком случае зачем Генштаб, центральные органы военного управления, ГРУ, военные академии, дивизии, армии и все остальное? Тем более они, как правило, располагаются в добротных зданиях, имеющих приличную рыночную стоимость и потому особо привлекательные для "реформаторов".
С.Иванов для успешной реализации армейской недвижимости не подходил. Нужен был инициативный и расторопный предприниматель. Министром обороны стал Сердюков - чистой воды бизнесмен, имеющий не только структуру коммерческих фирм, но и правовое и политическое прикрытие в правительстве за счет родственных уз.
Армия стала сферой выгодного семейного бизнеса: один выставляет на тендерную продажу здания и земельные участки, фирмы другого выигрывают тендеры, третий прикрывает сделки. Причем сфера приложений бизнес-усилий - не только продажа недвижимости. Здесь же - строительство жилья, ремонт объектов инфраструктуры, продовольственное и вещевое снабжение, гособоронзаказ и т.п.
О чем, например, свидетельствует директива МО РФ, предписывающая заправлять армейские машины только на заправках ТНК-ВР, а бензовозы и запасы топлива в частях и учреждениях немедленно реализовать? Только об удачно раскрученном бизнесе.
Правда, и здесь возник ряд проблем. Во-первых, лакомые для бизнеса здания (штабов, учреждений, академий) заполнены работающими в них офицерами. А во-вторых, эти самые офицеры и особенно генералы не согласны с превращением армии в площадку для семейно-питерского бизнеса, в питомник для выращивания новых олигархов. Оказывают сопротивление "реформаторским" усилиям сердюковской команды, подвергают сомнению компетентность министра-патриота от бизнеса.
Но эти проблемы г-ном министром решаются довольно легко. 18 июля 2008 г. на имя президента РФ пишется докладная записка, рефрен которой: в целях сокращения расходов на подготовку и содержание офицерского состава ликвидировать 200 тыс. офицерских должностей и упразднить систему военных академий, институтов и училищ. Взамен создать несколько учебных центров, что-то наподобие курсов младших лейтенантов в военное время.
И - нет проблем. 21 июля, когда грузинские войска отрабатывали на учениях штурм Цхинвала и выходили на позиции для атаки, президент пишет резолюцию: "Согласен". Военное экспертное сообщество возмущено тем, что этот важнейший вопрос - вопрос ликвидации офицерского корпуса страны, не стал предметом анализа и обсуждения (даже заместители министра, профессиональные военные, не знали о подготовке этого документа).
Думаю, эксперты не правы. Все это тщательно обсуждалось в определенных бизнес-кругах. Ведь не случайно же сразу после решения президента началось срочное выселение подразделений Генштаба и предпродажная подготовка здания (конечно, за государственный счет).
На 8 августа был назначен переезд Главного оперативного управления Генштаба к новому и не оборудованному средствами управления месту дислокации. Офицеры управления самолично перетаскивали и грузили сейфы с документацией, мебель. Войска остались без управления. Тбилиси, не сомневаюсь, был об этом оповещен, и Саакашвили отдал приказ о наступлении.
Ну а теперь о главном предназначении армии - нейтрализации военных угроз, предотвращении крупномасштабной агрессии, вооруженной защите населения и территории, отстаивании суверенитета. И в этой связи первый вопрос: существуют ли военные угрозы, каков их характер, масштаб и какие цели преследует наш вероятный противник?
Чтобы понять все это, предложу читателям несколько выводов, утверждений, цитат из документов зарубежных авторитетных источников.
Июнь 1997 г. Опубликован внешнеполитический манифест "неоконсерваторов" (все авторы впоследствии вошли в состав администрации Дж. Буша) "Новый американский век. Заявление о принципах". Провозглашались четыре принципа внешней политики:
- абсолютное военное превосходство,
- силовая доминанта внешней политики,
- распространение демократии по-американски,
- особая (сакральная) миссия США в мире.
"Подобная политика может быть не слишком популярной сегодня. Но она необходима, если США намерены выполнить взятые на себя глобальные обязательства и обеспечить свою безопасность и величие в будущем".
21 сентября 2002 г. выходит официальный документ "Стратегия национальной безопасности США": "В современных условиях сдерживание невозможно. Мы должны перенести боевые действия на территорию противника, разрушить его планы и устранить угрозу до того, как он успеет мобилизоваться. США оставляют за собой право наносить превентивные удары и вести предупредительные войны".
Январь 2003 г. Директива Дж. Буша о концепции "Быстрого глобального удара". Суть: подготовка вооруженных сил США к нанесению по любому государству мощного удара с воздуха, моря, из космоса и наземных баз в течение 4-6 часов, чтобы поставить противника на колени. Основной ударный инструмент - крылатые ракеты и лазерное оружие".
"Стратегия национальной безопасности США", март 2005 г.: "Обеспечить безопасный доступ (читай: контроль. - Л.И.) к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам".
Добавим сюда выход США из Договора по ПРО 1972 г. и развертывание глобальной системы ПРО, способной к 2015-2017гг. полностью нейтрализовать российский ядерный потенциал и лишить нас фактора сдерживания.
Февраль-март 2008 г. Пятеро бывших высокопоставленных военных - К.Науманн, бывший начальник главного штаба бундесвера ФРГ и начальник военного комитета НАТО, Дж. Шаликашвили, бывший председатель Объединенного комитета начальников штабов США, а также бывшие начальники генеральных штабов Великобритании, Франции, Нидерландов по заказу Совета НАТО подготовили доклад-концепцию по изменению роли и задач альянса, расширению зоны его ответственности до планетарных масштабов и приданию ему новых функций в условиях обострения борьбы за планетарные ресурсы. В этом многостраничном документе:
- делается вывод о неспособности других (кроме НАТО) международных структур, включая ООН, управлять безопасностью;
- в качестве серьезного вызова безопасности Запада рассматриваются динамичное развитие азиатских стран и возрождение России;
- на первый план стратегии НАТО выдвигается борьба за обладание ресурсами (прежде всего энергетическими);
- оборонительный (реактивный) характер стратегии НАТО рассматривается как недостаток, который должен быть преодолен;
- ядерное оружие объявляется основным инструментом стратегии НАТО.
"Ядерное оружие, - говорится в докладе, - основной инструмент ассиметричного ответа и эскалации, оно трансформирует природу любого конфликта и выводят его с регионального на глобальный уровень. К сожалению, ядерное оружие и возможность применения его первым абсолютно необходимы, так как не существует перспективы безъядерного мира".
Объявляя, по сути, состояние войны, авторы заклинают: "Нет гарантий, что Запад выйдет победителем, если пустить ход развития событий на волю волн. Необходимо действовать прямо сейчас, безотлагательно".
В докладе фигурирует и "Газпром", как источник энергетической угрозы, и высказывается тезис, что только НАТО может стать эффективным инструментом энергетической безопасности. И конечно, перспективы возрождения России рассматривается в качестве одной из главных угроз Западу.
В этом контексте не могу не привести слова известного американского экономиста и публициста Ф. Уильяма Эндгаля, сказанные им на международной конференции в Мюнхене в октябре 2007 г.: "Для стратегов Вашингтона Иран и Сирия - лишь шаги на пути к большой финальной схватке против России. Цель стратегии Буша - контроль всех значимых нефтяных районов и важнейших газовых месторождений. Параллельно с этим возрастают претензии США на тотальное военное лидерство по отношению к России, как единственной угрозе глобальных амбиций США".
Реакция Запада на "принуждение к миру" Грузии выявила до современной очевидности все эти амбиции мирового жандарма.
А теперь обратим взоры на восток. Быстрыми темпами растет военный потенциал Китая, объем его военных расходов в 2007 г. был выше оборонных бюджетов России, Японии и Кореи, вместе взятых. В НОАК участились тренировки по переброске войск на большие расстояния, особенно на запад страны, то есть в направлении России. В Северо-Западном военном округе создано крупное подвижное соединение, подобное танковым армиям, некогда существовавшим в составе ГСВГ (ЗГВ).
Процесс оснащения НОАК новейшим вооружением ориентируется на возможности участия КНР в борьбе за спорные территории и природные ресурсы. Китайская армия претерпевает быстрые преобразования, превращаясь из массовой армии, предназначенной для длительной войны на собственной территории, в армию, способную участвовать и побеждать в конфликте высокой интенсивности вдоль всей периферии. Из военной доктрины, опубликованной в Белой книге о национальной обороне КНР 2006 г., следует, что начиная с 2008 г. НОАК должна успешно вести локальные войны по периметру своих границ. А к 2010г. - превратиться в силу, "гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства".
Согласитесь, на таком фоне реформаторский зуд сил, поставивших на Сердюкова и К°, выглядит особенно зловеще. Можно сделать вывод, что российская олигархическая власть приняла твердое решение ликвидировать Вооруженные силы как важнейшую и главную системную организацию по обеспечению военной безопасности страны.
Сердюков рьяно и настойчиво реализует это решение, не обращая внимание на протесты и возражения широкой общественности. Он бьет по тому звену, разрушение которого неизбежно приведет к уничтожению всей системы. Это - офицерский корпус России. Далее, чтобы вообще некому было думать о боеготовности частей и кораблей, задумано ликвидировать институт прапорщиков и мичманов. То есть убрать из армии специалистов по эксплуатации сложных технических систем (это лишь в сознании дилетантов прапорщики в армии заведуют исключительно складами).
Зададим, например, командиру тяжелого ракетного крейсера "Петр Великий" простой вопрос: сохранится ли корабль как боевая единица, если в его экипаже сократить половину офицеров и всех мичманов? Убежден, командир, у которого на корабле более 100 офицеров, почти столько же мичманов, да еще спецоружие, ответит: если такое решение будет принято, немедленно кладу на стол командующего рапорт об отставке.
А "реформаторам" это только и надо. Они мечтают оставить только бригады, которые бы совместно с МВД защищали от миллионов безоружных людей, обездоленных, обворованных, то есть от "экстремистов", Рублевки, офисы олигархов и нефтегазоисточники. Таков приказ Вашингтонского обкома, заказ мировой финансовой элиты.
Само собой напрашивается мрачный прогноз.
Сценарий развития ситуации вокруг России, думаю, уже в ближайшие годы будет выглядеть следующим образом:
- раскрутка антироссийской информационной компоненты с целью демонизации России как некоей угрозы безопасности и благополучию западного (мирового) сообщества;
- с завершением развертывания глобальной системы ПРО и ударных средств БГУ (быстрого глобального удара) - нанесение предупредительного удара по стратегическим военным целям на территории РФ, системам жизнеобеспечения, транспортным узлам и административным объектам;
- предъявление Соединенными Штатами ультиматума российскому руководству по политическим, экономическим и разоруженческим проблемам с обязательством дать ответ не более чем через 12 часов.
Пока будут искать Сердюкова, обсуждать ситуацию и вырабатывать решение, время истечет, и будет нанесен второй удар с ограниченным применением малогабаритных ядерных боеприпасов. На следующий день прилетит какой-нибудь Н.Саркози и предъявит план урегулирования из 6 пунктов. Наконец, после "трудных и продолжительных" переговоров СМИ-официоз объявит о блестящем успехе российской дипломатии.
Обществу предъявят "сбалансированный" документ, в котором будет объявлено, что:
- стороны прекращают военные действия,
- заявляют об уважении суверенитета и территориальной целостности,
- войска возвращаются в места постоянной дислокации,
- российские ядерные и другие стратегические объекты передаются под международный контроль, а НАТО берет обязательство предотвратить попадание ядерных технологий в руки террористов,
- российское правительство допускает к нефтяным и газовым месторождениям иностранные компании, а Госдума незамедлительно принимает соответствующие законы,
- США и ЕС обеспечивают в России соблюдение прав и свобод человека, прав национальных меньшинств и реализацию принципов демократии.
Российские СМИ и "единоросы" взахлеб будут расписывать прелести натовского пребывания на нашей земле: мол, и охраняют наши объекты бесплатно, и рабочие места обеспечивают, и сельхозпродукцию покупают. И даже правительство и губернаторов поменяли.
Через 3-4 года с Россией будет так же, как с Югославией, только масштабнее и эффектнее. И княжеств будет побольше.
А с так называемой элитой от власти и бизнеса произойдет то же, что с С.Милошевичем, В.Шешелем, Р.Караджичем и другими. Если мавр сделал свое дело, он должен уйти.
Л.Г. ИВАШОВ,
генерал-полковник,
президент Академии
геополитических проблем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий